Константин Маевский: сейчас такое поколение, что меня могут и не помнить
Официальные партнеры

Константин Маевский: сейчас такое поколение, что меня могут и не помнить

30.01.2019 Р-Спорт U-18 U-17 Сборная России U-19
Поделиться:
Старший тренер юношеских сборных России по мини-футболу, в прошлом титулованный игрок Константин Маевский в разговоре с корреспондентом РИА Новости Василием Коновым-младшим рассказал о взаимодействии с Сергеем Скоровичем, о работе с подростками, а также вспомнил про съемки в "Ералаше".

- Константин, на посту старшего тренера юношеских сборных вы дебютировали в товарищеских матчах с португальцами, в которых команды U17 и U19 обменялись победами со своими сверстниками. Можно ли говорить, что вы уже полностью влились в работу?

- Для меня каких-то суперновых вещей не происходило. В структуре сборных я работаю уже восьмой год. Да, для меня изменился статус. Формулировка "главный тренер" и звучит по-другому, и ответственность в разы выше. С командой до 19 лет хорошо знаком, она на протяжении двух лет собирается, проводились товарищеские игры. Плюс им повезло: они участвовали в юношеских Олимпийских играх. Сейчас у нас идет полноценная подготовка к мартовскому отбору на чемпионат Европы. И эти игры с португальцами мы рассматривали через призму подготовки к этому турниру.

Для данной возрастной категории U17 был проведен селекционный сбор с последующими играми в Португалии, которые стали первыми международными матчами в истории для данной возрастной категории. Всего на текущий сезон запланировано три сбора. Мы просмотрели футболистов, которые входят в расширенный список. Сейчас привлекались ребята, у которых были загранпаспорта. И если говорить объективно, некоторые ребята попросту не поехали из-за проблем с этим. Хотя у нас есть еще много времени для формирования этой сборной. Нам предстоит теперь сбор в марте, где просмотрим других ребят.

В любом случае я очень благодарен Российскому футбольному союзу и Ассоциации мини-футбола России за то, что эти два сбора и выезда были осуществлены. Они дали нам много необходимой информации, с которой будем теперь работать дальше.

- Насколько велика значимость сборной U17? Ведь каких-либо официальных соревнований в этой возрастной группе не проводится.

- Сегодняшняя сборная U19 также собиралась два года назад. Эта команда, собранная с листа, участвовала в российско-китайских играх. И в течение двух лет мы вели этих ребят, отслеживали, принимали участие в товарищеских играх, участвовали в отборочных играх к юношеской Олимпиаде. Сейчас этой сборной надо отобраться в финальную часть чемпионата Европы. И нынешняя сборная до 17 лет должна пройти такой же путь. У нас есть определенная структура, преемственность. Ребята идут к поставленным задачам. Нам за два года нужно сформировать боеспособный коллектив.

- Вы уже сказали об отборочном турнире к Евро-2019 у команды U19. Для вас эти соревнования тоже будут особенными?

- Для меня это большая ответственность. Все понимают, какое место в мировом мини-футболе занимает Россия. Надо не только отобраться в финальную часть, а я уверен, что в случае выполнения первой цели будут поставлены самые серьезные задачи. Но на отборе нужно выиграть группу, ведь в финальную стадию выходит только победитель. Нам предстоит тяжелый турнир. Дополнительную ответственность накладывает и то, что в отборочном турнире мы сыграем перед своими болельщиками – во второй половине марта в подмосковном городе Щелково.

- Назначение главным тренером юношеских команд стало для вас сюрпризом, или это было прогнозируемо?

- Работы было и так достаточно, включая и работу с юношескими сборными. Во всех командах у нас был единый тренерский штаб, где мы четко выполняли свои функции. Правда, нагрузка в последние годы была колоссальной, и для Сергея Леонидовича было невозможным совмещение. Ведь было столько стартов, были банальные пересечения. И вот руководство приняло решение доверить мне юношеские сборные.

Я работал главным тренером в клубе Суперлиги на протяжении трех с половиной лет. А работа в сборной немного специфическая, она сильно отличается от клубной. Даже имея представления, как выстраивать работу в клубе, все равно понимаешь, что в сборной другие приоритеты. Сложность работы в сборной заключается в том, что она специфическая, но очень интересная. Я с радостью принял это предложение.

"Со Скоровичем мы единомышленники"

- Как понимаю, само подписание соглашения о работе с юношескими сборными пока не состоялось?

- Мою кандидатуру одобрил исполком Ассоциации мини-футбола России, за что я очень благодарен этим специалистам. Надеюсь, что Российский футбольный союз также поддержит данное решение.

- Вы по-прежнему входите в тренерский штаб Скоровича в главной, молодежной и студенческой сборных?

- Да. В этом плане нагрузка-то осталась прежней, но ответственность возросла. Я главный тренер в юношеских сборных, а также есть основная, молодежная и студенческая команды, где я помогаю тренерскому штабу.

- Скорович вас как-то напутствовал?

- С Сергеем Леонидовичем мы давно знакомы, у нас было достаточно времени для обсуждения. А так он, естественно, поздравил, дал какие-то рекомендации. Спасибо Сергею Леонидовичу за то, что он помогает в некоторых вещах в плане своего опыта.

- Шуточный вопрос: Скорович не видит в вас будущего конкурента на пост главного тренера основной сборной?

- Сергей Леонидович, думаю, ничего не боится в этой жизни (смеется). А если серьезно, то в первую очередь мы вместе работаем на общий результат наших сборных команд.

- Вы-то сами мечтаете о такой должности?

- Честно говоря, я об этом никогда не думал. Пока все идет поступательно. А вообще у нас нормальное и здоровое общение в тренерском штабе. Мы разделяем и понимаем функционал. В работе у нас не так много разногласий, наоборот, мы во многих вещах сходимся во мнении. При этом я в любой момент могу высказать свое видение, донести свое мнение, и Сергей Леонидович выслушает. В этом плане у нас конструктивный диалог. У нас по многим параметрам мнения совпадают. И это не говорит о том, что кто-то под кого-то подстраивается. Мы единомышленники.

- Соответственно, схожие взгляды на руководство командой должны сказываться на единстве игрового стиля.

- Конечно. Плюс есть ответственность от того, какое место занимает сборная России в мировом рейтинге. Я вот ребят собирал на сборы, и были донесены такие вводные, что мы представляем грозную силу, с нами должны считаться, мы всегда должны стараться быть победителями! И из-за этого формируется психология, характер, поэтому и стиль игры подразумевает агрессию, давление, действия на результат.

- Что вы переняли за время работы главным тренером "Норильского Никеля"?

- Управление коллективом, вопросы с психологией, менталитетом, да и банально – тренировочный процесс. Я очень рад, что у меня был такой опыт. В дальнейшем я буду стараться применять этот опыт только во благо.

- Согласитесь, руководить взрослой командой и подростками – это разные вещи?

- На 100% согласен. Мы с Сергеем Леонидовичем разговаривали на эту тему. И, как мне кажется, это была одна из причин, почему было решено разделить полномочия. Ведь переключаться с национальной сборной на юношей бывало тяжело, поскольку времени проходило мало. А есть нюансы в подготовке семнадцатилетних, другая психология.

"С подростками нужно много разговаривать"

- Однозначно вы настраиваете ребят только на победу в каждом матче. Какие у вас еще требования к молодым футболистам?

- Прежде всего, это отношения внутри коллектива. От этого многое зависит. Мною были донесены основные вещи, по которым живет сборная, в том числе и вне паркета. Футболист должен быть управляем. Бывают такие вещи, когда якобы талантливый мальчик и сам себе на уме. Начинаешь ему что-то говорить, а он не воспринимает информацию.

Тут нужен дар убеждения для того, чтобы в таком возрасте что-то объяснить. Одно дело требовать, когда человек не понимает. А другое дело требовать, объясняя, зачем это нужно. Если игрок это воспринимает, то эффективность возрастает.

- Не секрет, что возраст 17-20 лет является одним из самых опасных. В таком возрасте кажется, что ты уже совсем взрослый, плюс много соблазнов.

- Я согласен на 100%. В этом возрасте нужно много разговаривать с людьми, постоянно направлять и объяснять. Ведь со временем они дойдут и поймут многие вещи. Да, кто-то раньше, и ему это будет во благо, а кто-то – позже. И потом будет жалеть об упущенном времени. Так что у нас на сборах есть теоретические занятия, беседы, которыми мы пытаемся увести ребят в какие-то рамки, чтобы донести, как им лучше развиваться, как быть успешнее. Повторюсь, нужен большой объем бесед и объяснений, зачем и для чего все это нужно. Вы совершенно правы, что соблазнов сейчас очень много.

- Сейчас мы ушли в разговор о дисциплине. Вы сразу обозначили, какие вещи совершенно не приемлете?

- Есть какие-то вещи, где можно отойти чуть влево или вправо. Есть вещи, когда нужно принимать санкции. Не будем забывать, что есть преемственность. Вот они приезжают, и у них есть уникальная возможность оказаться рядом с национальной командой. Когда они видят, что дисциплина во взрослой команде на самом высоком уровне, как беспрекословно выполняются требования. И ребята на эти вещи смотрят и стараются соответствовать.

- А за что вы моментально отчислите из команды: драка, алкоголь, нарушение режима?

- Надеюсь, мне не придется применять таких жестких мер. У нас нет такого, что мы сели и разложили на сто пунктов, за что мы отчисляем, а за что – нет. Надеюсь, мне удастся избежать таких радикальных мер путем предварительной работы. Есть такое выражение, что мудрый человек это не тот, кто решает сложные ситуации, а тот, кто в них не попадает. По этому постулату будем стараться и работать.

"Помнят ли меня как игрока? Сейчас у молодежи другие кумиры"

- Получается, у вас все строится на доверии?

- Почему? Ты приводишь определенные нормы поведения, говоришь о тактических рамках в плане игры. Если ты видишь, что люди стараются, но есть какие-то маленькие вещи, то ты стараешься их корректировать. Если это не получается, то принимаешь решение. В сборную должны вызываться сильнейшие, а в России в этом плане выбор есть. У нас всегда есть альтернатива.

- Себя в качестве примера приводите? Все-таки вы точно может похвастать своей карьерой.

- (смеется) Сейчас такое поколение, что могут и меня особо не помнить. Приходит сейчас мальчик 17 лет, а я закончил (карьеру) семь лет назад. Ему на тот момент было 10 лет, и кто такой Маевский… Хорошо, если он видит по фотографиям. Сегодня они живут в мире Рикардиньо, Фалькао, Феррао. У них сегодня другие кумиры, на мой взгляд.

Но я никогда в жизни не оперировал своими заслугами, в том числе и в "Норильском Никеле". Хотя там и не надо было. Я прибегал к другим методам. У меня был ассистент Марат Абянов, заслуженный мастер спорта, в "Дине" играл. И мы банально иногда играли в дыр-дыр, и они просто видели уровень, и у них вопросов никогда не возникало (смеется). Так что не обязательно о чем-то говорить, можно просто показать.

- Молодым футболистами вы тоже "показываете"?

- Бывает (улыбается). Например, бьем с центра верхом. Я из трех три забиваю, а он - один. Он просто посмотрел на это и все понял.

- На что-то спорите с ними?

- Они пока в таком возрасте, что у них можно все выспаривать. Поэтому я пока с ними не спорю. Когда будут посильнее, тогда поспорим (смеется). Эти ребята пока на пути к своей лучшей игре. И сейчас нужно их просто корректировать и давать хороший посыл, чтобы они понимали, куда и зачем они идут.

- Вы можете повысить голос на игрока юношеской сборной?

- У меня есть принципы в работе, и я стараюсь быть сдержанным. Я прекрасно понимаю, что пока это не мужики. Хотя и в профессиональной команде я не позволял высказываний, оскорблений. Это неприемлемо, на мой взгляд. У тренера должно быть достаточно интеллекта, чтобы донести информацию без перехода на личности и повышения голоса. Далеко не факт, что футболисты тебя лучше услышат, если ты будешь кричать громче.

"Не думаю, что игроки знают о моих съемках в "Ералаше"

- Ну и другом игрокам быть нельзя.

- Это 100%. Должна быть определенная дистанция. Да, в зависимости от твоих требований ты можешь ее сокращать или увеличивать. Нужно управлять коллективом, как марионетками. Ведь ты же создаешь коллектив. Да, бывают ситуации, когда нужно наорать. Но надо и про выражения помнить. И нужно понимать, как выражаться.

- Как относитесь к такому мнению: "хороший футболист не может быть хорошим тренером"?

- Не согласен. Да, есть переплетения между футболистом и тренером. Можно еще вспомнить постулат: "чтобы стать тренером, нужно убить в себе футболиста". Некоторые вещи в моей тренерской деятельности были спроецированы с моей футбольной карьеры, но по большому счету это совсем другая история. Тут прямой зависимости нет. Считаю, что любой футболист может стать хорошим тренером.

Какие могут быть проблемы у хорошего футболиста, который становится тренером? Например, он начинает мерять по себе. А у него в бытность футболистом были уникальные качества, которых ни у кого не было. И этот специалист старается проецировать свои возможности на футболистов и получает отрицательный результат просто потому, что эти игроки не могут сделать так, как он. Лучше развивать сильные качества, даже понимая, что сам бы сделал по-другому.

- Ну и в заключение несерьезный вопрос: ваши молодые игроки знают, что вы в "Ералаше" снимались?

- Не знаю. Не думаю, что кто-то знает (улыбается). Раньше партнеры знали. Сейчас если кто-то узнает, ну и слава богу. Может быть, в плюс будет. Так что никакой проблемы нет.

Назад к списку публикаций