Миргалимов: "В мини-футболе моя душа отдыхает" " />
Официальные партнеры

Миргалимов: "В мини-футболе моя душа отдыхает"

Поделиться:
Успехи российского мини-футбола с первых его шагов во многом объяснялись тем, что у истоков стояли люди творческие. Челябинец Фаиль Миргалимов занимает в этом ряду особое место. Пришедший в мини-футбол в последние годы своей богатой футбольной карьеры (забил, выступая за разные клубы, более 160 мячей), он не только пробился в состав сборной, представлявшей нашу страну на Чемпионате мира по мини-футболу в Гонконге, но и создал один из сильнейших клубов тех лет - челябинский "Феникс", выигравший бронзу чемпионата России 1993 года. 

6f447e631f242aab4c62aaf1d9.jpg


Жизнь провинциальных клубов была нелегкой, сколько их возникло только на Урале, а осталась в живых лишь "Синара". И на месте прежних Миргалимов создавал новые - ныне возглавляет уже четвертый по счету, на этот раз женский "Челябинск-УралГУФК".

В последние годы о Фаиле Фарасатовиче почти не было слышно, но он не тот человек, который способен долго оставаться в тени. Что легко можно понять из нашего с ним интервью.

- В вашем только футбольном послужном списке почти полтора десятка клубов. Не сиделось на одном месте?
- Видимо, характер такой, да и обстоятельства способствовали перемене мест.

- Ваши бомбардирские качества были известны, почему в высшей лиге вы так и не сыграли?
- Возможность была, но не сложилось. В команду мастеров я попал сразу после демобилизации. Забил как-то два гола за свою армейскую команду городка Сим челябинскому "Сигналу", решившему сыграть с нами товарищеский матч, и на второй день после дембеля оказался в рядах этого "Сигнала". Тренер Валерий Знарок, отец ныне знаменитого хоккейного наставника Олега Знарка, поставил меня… центральным защитником. А мне было все равно, лишь бы играть, я и с этой позиции забивал.

- Кто же вернул вас на позицию, которая была вашим призванием?
- Известный тренер Николай Самарин, который в челябинском футболе был царь и бог. При нем у нас была образцовая организация, самая современная экипировка, тренировались на отличных полях, жили в лучших гостиницах. И игроки стали вкалывать от души, и результаты пошли вверх. Я при нем сразу забил 28 голов. Но потом он ушел в львовские "Карпаты", звал и меня.

- Почему отказались?
- Уж очень большой выбор тогда передо мной открылся. Валентин Иванов приглашал в "Торпедо", были варианты с "Ротором", донецким "Шахтером", а из "Кайрата" приехали сразу с ключами от квартиры.

- Глаза разбежались?
- Да, неопытный был, написал заявления и туда, и сюда. Но поехал в Донецк и ошибся. Там игра строилась по принципу "бей вперед - игра придет" - навешивали на Виталия Старухина, выдающегося мастера по части ударов головой. А мне больше по душе комбинационный футбол. К тому же обнародовали все мои заявления. В результате - дисквалификация. Тут на проводы известного вратаря Юрия Дегтерева приехал в Донецк Лев Иванович Яшин. И я попросил его помочь. Великий вратарь был не менее великим, душевным человеком. Вместе с Никитой Павловичем Симоняном он пошел к Вячеславу Колоскову, тогда начальнику Управления футбола: "Какой смысл способному 26-летнему парню сидеть без футбола?" Так я вернулся в Челябинск, уже в "Локомотив" и опять забил 28 голов.

- И тут на вас вышел "Локомотив" московский?
- Это чуть позже. А сначала пришлось стать играющим тренером своей команды, что мне не нравилось, мешало в игре. И тогда я поехал в Москву, уговорил принять челябинский "Локомотив" Евгения Ловчева. Первое, с чего начал Ловчев, выгнал меня из команды. Но я успел сыграть на турнире локомотивских команд в Ашхабаде, и известный специалист Виталий Шевченко пригласил меня в Москву.

- Одновременно "Локомотив" впервые возглавил Юрий Семин. У вас с ним, что, не сложились отношения?
- Нет, чувствовал себя в команде прекрасно, играть вместе с Шишкиным, Милешкиным, Калашниковым, Макаровым, Дрожжиным, Коняевым, а особенно с Гладилиным было одно удовольствие. И дебют удался. "Локомотив" проигрывал ставропольскому "Динамо" 0:2, я вышел на замену и сравнял счет. А потом в матче с СКА "Карпаты" полузащитник Виктор Тищенко чуть не оторвал мне голеностоп. Эта травма положила конец моей локомотивской карьере. Долго лечился, потом поехал к Самарину в эти же СКА "Карпаты", был там даже капитаном команды. Поиграл и за другие команды, даже сезон в Польше, по-прежнему забивал, но чувствовал, что уже не "на 95-м бензине" играю, тяжеловато становилось. А играть по-прежнему хотелось.

- И тут вам на выручку пришел мини-футбол?
- Знакомые ребята организовали команду, которая всем проигрывала. Позвали меня, попробовал и сразу решил создать что-то стоящее - авторитет, считаю, в Челябинске заработал. Так возник мини-футбольный "Феникс". Выиграли один турнир, другой, потом международный. И заявились в первую лигу. Заняли второе место вслед за "Диной-МАБ", стали выступать на высшем уровне.

- То есть вы уже полностью переключились на "мини"?
- Не совсем. В 1992 году Знарок принял челябинский «Зенит» и попросил помочь. А меня уже Семен Николаевич Андреев приглашает в сборную на Чемпионат мира. И перед Знарком неудобно. Договорились, что сыграю за "Зенит" только в первом круге. Сыграл, забил 12 мячей и поехал со сборной в Гонконг.

- Потом вернулись в "Феникс"?
- Меня не взяли - в клуб пришли новые люди и вскоре он приказал долго жить. Не взяли - не надо. Организовал новый клуб "Строитель 7". И здесь дело пошло. Почти все ребята местные, но вскоре в сборную от нас стали приглашать Яшина, Баранова, вратаря Толстихина. Но в 1998 году - дефолт, я ушел из клуба.

- И вас поддержал Григорий Иванов?
- Мы как-то обыграли ВИЗ - 10:2. И когда я остался без клуба, Григорий Викторович в преддверии Кубка лиги предложил мне пару недель поработать с его командой. Я в шутку тогда спросил: "Если выиграем кубок, дадите "Ладу-девятку"? "Дам", - отвечает. В финале мы выиграли у "Дины" два матча из трех и взяли кубок. Слово Иванов сдержал. И потом с ВИЗом мы были в призерах, до финала Кубка России доходили. Но оба с характерами, как-то поссорились и разошлись.

- И вы взялись опять за свое - новый клуб создавать?
- В Челябинске мини-футбол прижился, была команда при компании "Лукойл", но занимала она последнее место в чемпионате города. Пошел к Юрию Перваку, взявшему под себя футбольный челябинский "Спартак", пообещал ему первое место. И мы создали настоящий мини-футбольный клуб "Лукойл". Через месяц начали всех обыгрывать. Вошли во Вторую лигу Первенства России, заняли там второе место. Но Первак заявил: "Должно быть первое!". И финансирование клуба прекратил.

- К тому времени вы уже были одним из тренеров сборной России, видимо, работу в клубе долго искать не пришлось?
- Семен Андреев стал привлекать меня к работе со сборными с середины 90-х. В 1998 году у нас с Александром Рымко сложилась блестящая команда - две совершенно разные по стилю "четверки". Первая, в которой солировали суперзвезды Еременко, Верижников, очень скромный, но сверхполезный Алекберов, и вторая Яшин, Горин, Белый, Киселев, игравшая острокомбинационно, причем все игроки подошли к ЕВРО в блестящей форме, отлично подготовленными функционально. Отборочный турнир к Чемпионату Европы выиграли буквально на одном дыхании. А потом случился дефолт, возникли сложности с финансами, и помочь сборной выступить в Гранаде взялся владелец "Дины" Сергей Козлов. 

- Как думаете, почему в Гранаде во главе сборной все же оказался Михаил Бондарев?
- Честно, не знаю. Одна из версий - Козлов давно не ладил с Рымко, старшим тренером сборной. Конечно, нам было обидно, мы проделали большую работу, результаты которой уже были видны, и не случайно сборная России стала тогда чемпионом Европы.

А меня снова позвал к себе Григорий Иванов. Его "ВИЗ-Синара" заняла тогда в чемпионате седьмое место, в следующем сезоне мы были уже на втором в двух очках от чемпиона "Динамо". Открыли школу, с резервом очень хорошо работал Сергей Скорович, ныне старший тренер сборной России. Именно тогда у нас появились Шатов, ныне игрок ФК "Зенит" и сборной, Прудников, другие таланты.

- Но опять не поладили с Ивановым?
- Да уж, такие характеры… Зато открылась еще одна яркая страница - "Спартак-Щелково". С удовольствием вспоминаю работу с Кака, Алексом, Коридзе… Мастера были самые что ни на есть, но при этом постоянно работали над собой, оставаясь на площадке даже после основных тренировок. Едва чемпионами не стали, очка не хватило, довольствовались серебром.

- О большом футболе уже, наверное, и забыли?
- Пришлось вспомнить. Позвали в Иркутск, где футбол лежал в развалинах, задача - выйти в Первую лигу. Я поставил определенные условия и твердо пообещал: "Выйдем!". Помню, на пресс-конференции журналисты встретили это мое заявление хохотом. А мы вышли, да еще с отрывом в девять очков, а потом выиграли Кубок ПФЛ. За это время построили стадион, открыли школу. Первая лига тогда еще интересной была. И народ на матчи ходил. Правда, кавказские команды там всеми правдами и неправдами рвались в лидеры. Судейство бывало уж очень неоднозначное. Помню, ведем в матче с "Сибирью" - 1:0. В конце первого тайма у нас удаляют игрока. Новосибирцы счет сравнивают, но мы в меньшинстве забиваем второй гол. Тогда у нас удаляют второго игрока. Но ребята бились, как львы, и победный счет удержали. А потом в области смена власти, а вместе с ней и смена отношения к футболу. Сейчас стадион в развалинах, слава богу, хоть школа работает.

- А вас опять позвал мини-футбол?
- На мини-футболе моя душа отдыхает. Создал женский мини-футбольный клуб. Девчонки у нас способные, трудолюбивые, не случайно мы в короткий срок пробились на предстоящий сезон в Высшую лигу. Вроде бы в Челябинске, в Уральском государственном университете физической культуры, в котором я являюсь доцентом кафедры футбола и хоккея, интерес к нашей команде есть. Если же ее вдруг кто-то вознамерится закрыть, не знаю, что с этим человеком сделаю! Это же мое четвертое по счету и сейчас самое любимое мини-футбольное детище!

Павел Алешин

Гриппферон.jpg

Назад к списку новостей